Корнепластика

Конепластика (лесная скульптура) – это скульптура, созданная природой, выражена в переплетении корней, сучьев, веток, в различных наростах. Такая скульптура, подмеченная внимательным глазом художника и доработанная им в той или иной степени, предстает перед глазами зрителя. Недосказанность лесной скульптуры позволяет каждому человеку по своему трактовать представленный образ.

Заготовки для корнепластики можно обнаружить в засохшем дереве или кустарнике, в очищенных от земли или промытых корнях. Материал можно найти в местах раскорчевки деревьев, вывороченные ветром деревья — выворотни, на берегах рек после весеннего половодья — так называемый плавник, это упавшие с берегов стволы деревьев, частично уже промытые водой.

Материалом для корнепластики служит:

Корень – он имеет наиболее интересную форму, которая зависит от породы дерева и условий произрастания, чем больше преград и препятствий на его пути, тем более интересней и выразительней его форма.

Ветви деревьев, из них получаются различные фигурки людей и животных, также можно сделать вешалку, дверную ручку, подсвечник, светильник и т.п.

Ствол дерева, обычно используются сросшиеся стволы или стволы с пороками, развилки на стволе. Подобные материалы используются для крупных скульптур, как элементы интерьера (опорные столбы), для изготовление мебели.

Ствол дерева, обычно используются сросшиеся стволы или стволы с пороками, развилки на стволе. Подобные материалы используются для крупных скульптур, как элементы интерьера (опорные столбы), для изготовление мебели.

Наросты – капы, они возникают на месте интенсивно появляющихся на дереве спящих почек. Древесина капов очень твердая и плохо подается обработке. Капы являются ценным материалом, его древесина имеет замысловатый рисунок текстуры, используют их для изготовления различных декоративных композиций, ваз, крупные капы можно использовать для изготовления мебели.

Наросты – капы, они возникают на месте интенсивно появляющихся на дереве спящих почек. Древесина капов очень твердая и плохо подается обработке.

Капы являются ценным материалом, его древесина имеет замысловатый рисунок текстуры, используют их для изготовления различных декоративных композиций, ваз, крупные капы можно использовать для изготовления мебели.

— лесная находка, основным признаком которой являются законченность, естественные формы и фактура, не требующие вмешательства человека. В этом случае автор ограничивается поиском, очисткой находки и ее представления;

— лесная скульптура, которой называют лесную находку, для большей художественной выразительности обработанную человеком. При этом автор придает изделию условный обобщенный характер образа, его выразительность при наличии природной пластики. Лесная скульптура передает только основное, самое главное, самое характерное, за счет естественных форм дерева;

Возможно также комбинация лесной скульптуры со скульптурной резьбой, когда на основе заготовки из корня или ствола, создается проработанный образ животного, человека или мифического существа.

— миниатюры – художественные произведения, относящиеся к лесной скульптуре или декоративно – прикладным изделиям, но выполненные в миниатюрном масштабе с особо высоким уровнем отделки.

— мебель – делается как сборной из различных элементов, так и цельной. Цельную мебель изготавливают из пней с корнями.

— домовая резьба — используют корни, ветви, стволы деревьев, обработанные в той или иной степени. В Русском деревянном зодчестве в конструкции крыши жилых, хозяйственных и общественных постройках использовали своеобразные скульптурные украшения — «коньки» и «курицы». Слегка обработанные топором, еловые корни превращались то в коня, то в сказочную птицу, то в оленя с ветвистыми рогами.

Из елей, но только более мелких, вырубались «курицы» — скульптурно обработанные крюки, которые поддерживали водосточный желоб. При раскопках древнего Новгорода была найдена «курица», вырезанная из корня в виде дракона. Используя естественное строение ели, древний резчик выполнил ее минимальными, техническими приемами.

Курицы на избах. В настоящие время корни и ветви деревьев используют при изготовлении беседок, малых архитектурных форм, в оформлении жилых построек и интерьера.

Для лесной находки имеет первостепенное значение внешний вид с корой или без коры, потому что она не подвергается обработке, в результате которой вскрывается текстура древесины. Некоторые умельцы признают только одно отношение к готовым природным формам, находка без какого – либо вмешательства.

Лесную находку внимательно осматривают, чтобы решить, где и как она будет располагаться, какая ей необходима декоративно – защитная отделка, нужна ли для нее подставка. В зависимости от этого лесную находку отделяют от дерева, если она с ним связана, и очищают от гнили и грязи, ненужной коры и сучьев. Кору и сучья убирают с находки лишь тогда, когда убедятся, что они ей не нужны. Все, в чем нет уверенности в необходимости удаления, лучше оставить. Чтобы не испортить материал неправильной обрезкой, стоит, зная приблизительно форму изделия, удаляемую часть вырезать с некоторым запасом, так как отрезать можно всегда. Кора может « работать» на форму изделия, его образ.

К работе над лесной скульптурой можно подходить по – разному. В одном случае достаточно только найти сучок и, отгадав, заключенный в нем образ, водрузить на подставку. В другом – скульптурные композиции собирают по заранее составленному эскизу, подпиливая и подгоняя, друг к другу множество деталей. Собранный материал и немного фантазии всегда подскажут вам, как поступить в том или ином случае.

Идею образа в лесной скульптуре подсказывает сама находка. Но главную роль, решающее слово при создании образа принадлежит человеку. Мастер идет за природной пластикой, ничем ее не нарушая, только слегка подчеркивает там, где это нужно, внимательно присмотревшись, убирает все лишнее и завершает художественный образ, угаданный в созданных природой естественных формах.

Лесная скульптура должна быть доходчива и понятна, образ – правдивым и ярким. Осторожно прикасайтесь резцом, освобождая то, что заключено самой природой. Не следует переделывать заготовку, стараясь воспроизвести точные пропорции и формы. В лесной скульптуре вовсе необязательно добиваться полного сходства, достаточно показать наиболее характерные черты. Главное, чтобы получившееся изделие хорошо смотрелось, его необычные формы были понятны и нравились.

Хорошо высушенную заготовку выставляют на видное место. Специально на нее можно не смотреть — она все равно « мозолит» нам глаза. Иногда ее можно повернуть, перевернуть и, только когда окончательно созреет решение, берутся за резец.

Бывает, что образ долго не раскрывается, не следует торопиться, так как исправлять ошибки в форме и композиции изделия очень сложно, а подчас и невозможно. В трудных случаях задуманный образ целесообразно проверить моделированием в пластилине. Иногда при разных ракурсах в находке можно увидеть совершенно непохожие друг на друга образы, нечеткие, мерцающие или косвенные намеки, которые очаровывают своей неясностью, тревожат воображение заключенной в ней загадкой.

Созданная природой скульптура из корня или ветки может быть на удивление реалистична. Иногда образ в находке может передаваться неясно. Не спешите его «проявить». Нужно подумать, может, стоит оставить образ неясным. Сложным, «полупроявленным», словно бы вызывающим к вашей фантазии. Если естественные формы лесных находок недостаточно выразительны, в отдельных случаях возникает необходимость их немного изменить – ведь форма композиции должна соответствовать задуманному образу и создавать определенные впечатления. Нельзя в динамичных композициях оставлять вялые, поникшие формы. Для усиления экспрессии используют формы переменного сечения со стремительными линиями и крутыми поворотами. Лиричные композиции, наоборот, должны иметь мягкие формы с плавными линиями, для чего применяют прямые или плавно закругленные стволы, — сучья и корни одного сечения, заглаживают присучковатую зону.

Все в работе должно быть подчинено единому ритму, очень продуманно надо убирать все лишнее, мешающее общему композиционному решению. Но, хорошо продумав форму, не следует бояться расстаться с лишним, нарушающим эту форму, со всем, без чего можно обойтись. В едином замысле должны быть объединены назначение, форма, материал, цвет.

Материал для лесной скульптуры необходимо высушить, особенно это касается крупных заготовок из ветвей, стволов и корней дерева. Заготовки должны находится в сухом проветриваемом помещении или под навесом. Перед сушкой заготовки необходимо очистить от коры и гнили, лишни ветви лучше пока не убирать, т.к места спилов могут дать трещины при сушке. Для предотвращения появления трещин, кору у самых концов заготовок можно оставить, и удалить ее во время последующей обработки. Естественная сушка древесины длится не менее года.

Если заготовки имеют засохшую кору, то для облегчения ее удаления ветки и корни можно замочить в воде. Удаляют кору ножом с тупым заполированным лезвием, чтоб не повредить древесину. Очищенную от коры заготовку просушивают, формируют форму бедующего изделия, при помощи пилы, ножей, стамесок и зачищают изделие напильниками и шкуркой.

Законченную мебель можно слегка обжечь паяльной лампой или газовой горелкой. Особенно красивой после такой обработки выглядит древесина сосны, лиственницы и ели. Слишком яркую белизну свежеобработанной древесины приглушите слабым раствором морилки.

Отделка лесной скульптуры может быть различной. Изделия расположенные на улице необходимо обработать антисептиками (в настоящее время на рынке представлено множество подобных растворов различных цветов и бесцветных «Акватекс», «Дюфатекс» и др.), или составом из смеси воска с льняной или другой натуральной олифой. На 100 г олифы берут 250-300 г пчелиного воска. Смесь подогревают и расплавленным раствором покрывают всю скульптуру.

Мебель, скульптуру и сувениры которые будут находится внутри помещения, можно отделать различными лаками, но наиболее подходящим отделочным материалом для произведений лесной скульптуры является скипидарно-восковая мастика. Восковая мастика придает изделию шелковистый блеск, выявляет текстуру дерева.

Для вощения используют как натуральный пчелиный воск, так и воск растительного происхождения, но чаще всего — воскосодержащие мастики, в которые, помимо воска, могут входить скипидар, олифа, парафин, канифоль, масляный лак и др.

Простейшая мастика для вощения мелкопористой древесины состоит из 40 частей воска и 60 частей скипидара (взятых по массе). Для её приготовления сначала в стеклянной или эмалированной посуде на водяной бане расплавляют воск. Когда воск расплавится, его снимают с огня и размешивают с очищенным скипидаром. Нельзя смешивать скипидар с воском в непосредственной близости от огня, т. к. пары нагретого скипидара легко воспламеняются. Разогревать застывшую мастику также лучше на водяной бане, закрыв посуду металлической крышкой.

Мастика для вощения крупнопористой древесины имеет более сложный состав. В неё входят: воск (30 массовых частей), стеарин (10), канифоль (10), хозяйственное мыло (10), скипидар (40). При самостоятельном изготовлении такой мастики сначала расплавляют и смешивают воск, стеарин и канифоль, затем в горячую смесь добавляют мыло в стружках (придаёт мастике эластичность). После того как смесь несколько остынет, её разбавляют скипидаром и тщательно размешивают.

На обрабатываемую поверхность воск (мастику) наносят тонким ровным слоем при помощи тряпочного тампона или жёсткой кисти с короткой щетиной. Если воск или мастика затвердели, их предварительно подогревают до температуры 22- 25°С, при которой они становятся пастообразными. После нанесения слоя воска или мастики изделие выдерживают от 3 до 24 ч (в зависимости от состава покрытия), пока воск не впитается в древесину и не испарится полностью скипидар. При этом на навощённой поверхности могут проступать грязно-серые пятна, которые со временем в ходе последующей обработки бесследно исчезают.

Просушенную навощённую поверхность древесины растирают вдоль волокон суконкой. Сначала суконка прилипает к мастике, но постепенно мастичный слой и древесина от трения суконкой разогреваются, поверхность изделия становится более гладкой. Натирку продолжают до тех пор, пока суконка не перестанет прилипать. Через несколько дней натирку повторяют, заменив суконку фланелью или замшей. Со временем восковое покрытие тускнеет, но его прежний вид восстанавливается после натирки суконкой. Иногда восковое покрытие "закрепляют" тонким слоем шеллачного лака, наполовину разбавленным политурой.
 Корнепластика

Другие материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика